Программа по противодействию деструктивного поведения.pdf

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «НТГ»
___________________
О.В. Каркашевич
01.09.2021 г.
Программа
по противодействию деструктивных профвлений поведения учащихся
Паспорт программы
Название программы.
Разработчик программы.
Исполнители
Цель.

Профилактика деструктивного поведения "Доверие"
Педагог-психолог
Педагогический коллектив
Создать условия, направленные на предупреждение
деструктивного поведения среди детей, формировать
жизнестойкость у детей, готовность противостоять негативным
явлениям, развитие здорового образа жизни.
Задачи.
1. осуществить социально-диагностическую диагностику
по выявлению склонности к деструктивному поведению
и его причин;
2. осуществлять социально-профилактическую работу с
учащимися , склонными к деструктивному поведению;
3. межведомственное взаимодействие со специалистами
различных учреждений и организаций;
4. популяризация здорового образа жизни, развитие у
учащихся позитивного образа «Я» ;
5. осуществлять
информационно-просветительскую
работу с учащимися и их родителями.
Основные
программные 1 блок. Организационная работа.
мероприятия
2 блок. Диагностическая работа.
3 блок. Профилактическая работа с детьми.
4 блок. Профилактическая работа с родителями.
Важнейшие целевые индикаторы и Банк данных, диагностические методики
показатели
эффективности
программы
Ожидаемые конечные результаты 1.Снижение уровня проявления деструктивного поведения у
программы
учащихся.
2. Максимальная занятость учащихся в кружках и секциях.
3. Стремление к ЗОЖ у детей и родителей

Пояснительная записка
Глобальные изменения в современном мире, переживающего сложный переходный период
изменений и реформ, обусловливают нарастание масштабов и частоты экстремальных условий
жизнедеятельности человека.
В современном мире
экономическая разобщенность, крайняя социальная
дифференциация, девальвация моральных ценностей оказали отрицательное
влияние на
общественное сознание различных социальных и возрастных групп населения нашей страны,
произошло снижение влияния российской культуры, искусства, образования на воспитание как
важнейших социальных факторов.
В общественном сознании укоренились такие черты, как безразличие,
эгоизм, индивидуализм, распущенность, немотивированная агрессия. Духовное нездоровье части
общества, распространение настроений неудовлетворённости, отрицания, неверия в свое будущее
способствуют потере смысла жизни, выбору деструктивной модели поведения некоторыми его
членами.
Сегодня Россия переживает настоящую эпидемию психосоматических заболеваний, одним
из центральных проявлений которых является синдром суицида.
Такие вещества, как спиртные напитки, наркотики, убивают человека, т.е. вызывают
медленный суицид. К 17 годам половина детей входят в группу риска по алкоголизму из-за
частого употребления алкогольных напитков. Стали распространяться социально обусловленные
болезни, приводящие к различным нарушениям здоровья и преждевременной смерти.
По данным ВОЗ, Россия с 2004 г. занимала первое место в мире по детскому
табакокурению, оказалась близка к первому десятку стран по алкоголизму, прежде всего
пивному, а также наркотической и многим другим видам зависимости, также включают все виды
«экранной зависимости» – телеманию, виртаманию (компьютерную игровую), интернет-манию
и т. д. За эти годы в России была проведена огромная работа по приобщению населения страны к
ЗОЖ, но ещё сохраняются среди подрастающего поколения частые проявления деструктивного
поведения.
Основным фактором такого положения является общий социально-экономический,
правовой, морально-нравственный фон, характеризующий современное общество. Надежно
оградить от деструкции (саморазрушения) в этой ситуации может духовное совершенствование
молодежи, развитие исследовательского отношения, умения сравнивать происходящие события и
объективно их оценивать.
В связи с создавшейся ситуацией возникла необходимость в разработке школьной программы по
"Профилактике деструктивного поведения школьников в образовательной организации"
Цель программы:
Создать условия, направленные на предупреждение деструктивного поведения среди детей,
формировать жизнестойкость у детей, готовность противостоять негативным явлениям, развитие
здорового образа жизни.

Задачи программы:
1. осуществить социально-диагностическую диагностику по выявлению склонности к
деструктивному поведению и его причин;
2. осуществлять социально-профилактическую работу с учащимися , склонными к
деструктивному поведению;
3. межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и
организаций;
4. популяризация здорового образа жизни, развитие у учащихся позитивного образа «Я»;
осуществлять информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями.
Принципы реализации программы:
• Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
• Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
• Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а
как средство развития личности каждого ребенка.
• Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
• Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

В программе применяются следующие понятия:
Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное
(делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, деструктивное
(саморазрушительное) поведение.(Е.В.Замановская)
Понятие
Аутоагрессия

Деструктивное

Девиантное, или
отклоняющееся,
поведение
Кризисное
состояние (психологич
еский кризис)

Суицид
Суицидальная попытка
Суицидальные
замыслы
Суицидальный риск
Суицидент
Социальная среда
Толерантность

Определение
активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на
причинение себе вреда в физической и психической сферах.
Аутоагрессия выражается в самообвинении, самоунижении,
причинении себе телесных повреждений разной степени тяжести
вплоть до самоубийства, саморазрушительном
поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном
сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта,
опасных профессий, провоцирующем поведении).
поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических
норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Его
основные формы: пищевая и химическая зависимость,
суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное поведение,
деятельность с выраженным риском для жизни.
устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее
важных социальных норм, причиняющее настоящийвред
окружению или самой личности, а также сопровождаемое ее
социальной дезадаптацией
внутреннее состояние человека, реагирующего на стресс, когда
все другие нормальные способы, позволяющие справиться с
ситуацией, не помогают, сопровождающиеся патологической или
непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том
числе невротической реакцией, невротической депрессией,
психопатической или патохарактерологической реакцией
самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное
лишение себя жизни
целенаправленное действия по лишению себя жизни, не
закончившиеся смерть
активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к
самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени
разработки плана по реализации
склонность человека к совершению действий, направленных на
собственное уничтожение
человек, совершивший самоубийство или покушение на
самоубийство
окружение ребенка, которое оказывает воздействие на его
личностное формирование, выступая реальным местом его
развития и самореализации
умение человека, принимать других людей такими, каковы они
есть, общаться и сотрудничать с ними

Механизм реализации программы
Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием
сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
В рамках социально-педагогической работы с обучающимися осуществляются следующие
направления деятельности:
социально-педагогическая диагностика;
информационно-просветительская работа;
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику,
предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой
целью родителей познакомят с теми формами семейных отношений и семейного воспитания,
которые могут являться источником негативных отклонений в поведении детей и подростков.
Формами такой работы: лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания
с привлечением специалистов (медиков и др.).
Информационно-просветительская работа с педагогами включает лекции и семинары об
особенностях
работы
с подростками
деструктивного
поведения.
Информационно-просветительская работа с учащимися. Вся работа педагогов построена на
профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведениисоциально-профилактическая
работа,
включает
комплекс
активных
воспитательнопедагогических
мероприятий.
Программа осуществляется с помощью форм и методов работы.
Формы работы: совет профилактики школы; родительские собрания; лекции;
диагностика; индивидуальные и групповые консультации.
Методы работы: анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; рефлексия;
убеждение; метод дилемм (обсуждение ситуаций); дискуссия.
Социально-педагогическая диагностика.
При проведении социально-педагогической диагностики используются следующие методики:
«Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским
центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году) «Методика
выявления причин отклонений в поведении и развитии подростков», автор — Н. В. Перешеина,
М. Н. Заостровцева, тест школьной тревожности Филлипса, опросник Г. Айзенка «Самооценка
психических состояний личности», адаптированный нами к подростковому возрасту, методика
«Психодиагностика суицидальных намерений» у детей (ПСН «В») В. Войцех, А. Кучер, В.
Костюкевич, методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Проскуровской О.Г., методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И.
Рожков, М.А. Ковальчук).
С целью реализации цели и задач программы работа осуществляется по следующим
блокам :
1. организационная работа, работа с педагогическим коллективом;
2. диагностическая работа;
3. профилактическая работа с обучающимися;
4. профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по
профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление
систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска». Осуществление
межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций
города в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди ребёнка.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей
обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных
привычек ребёнка, взаимоотношений ребёнка с учителями школы, организацию мониторинга
здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую
деятельность и индивидуальную работу с обучающимися с аутодеструктивным поведением и
детьми «группы риска».

Предупредительно- профилактическая деятельность осуществляется через систему классных
часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует
формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной
к саморазрушению личности подростка.
Задача индивидуальной работы с обучающимися с деструктивным поведением состоит в
содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Диагностика обучающегося
Изучение обучающегося и окружающей его
среды
Обеспечение психологической готовности
Беседы с обучающимся, вхождение в доверие к
обучающегося к изменению
нему, пробуждение его интереса к той или иной
деятельности
Накопление обучающимся нравственно
Стимулирование положительных поступков,
положительных качеств, поступков
изменений, качеств, поступков
Самовоспитание
Поддержка обучающегося в процессе
самовоспитания
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного
резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия
школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских
собраний, общих мероприятий.

План мероприятий по реализации
"Программы по профилактике деструктивного поведения школьников в образовательной
организации".
№

1
2

3

4

5
6
7
8

Мероприятия

Сроки
Ответственные
выполнения
Подготовительная работа
Анализ состояния воспитательноЗам. директора по
профилактической работы
ВР
Подготовка нормативно-правовой
В течение
базы по организации
текущего года
профилактической работы
Диагностические мероприятия по
В течение
классные
выявлению проблемных детей и
текущего года
руководители
неблагополучных семей
Разработка мероприятий по
В течение
Зам. директора по ВР
предупреждению
деструктивного текущего года
поведения несовершеннолетних
Организационная работа, работа с педагогическим коллективом
Планирование и коррекция работы по
В течение
Зам. директора по
профилактике правонарушений.
текущего года
ВР
Проведение тематических педагогических
В течение
Зам. директора по
советов
года
ВР
Педагогический всеобуч для родителей
В течение
Зам. директора по
года
ВР
Социально-педагогическая работа с детьми Постоянно
Классные
«группы риска».
руководители

9

Составление социальных паспортов
классов, школы

Ежегодно

10

Ведение картотеки обучающихся из
неблагополучных семей, обучающихся,
стоящих на внутришкольном учёте, карты
семьи.

Постоянно

11

Посещение семей, выявление
обучающихся, не посещающих школу.

По мере
необходимости

Классные
руководители

12

Сбор материалов по профилактической
работе

Постоянно

Классные
руководители

13

Диагностическая работа
Изучение детей и составление социального Ежегодно
паспорта семьи.

14
15

16
17

Адаптация обучающихся 1-го и 5 -го
классов.
Анкетирование обучающихся на предмет
выявления фактов употребления алкоголя,
табачных изделий, наркотических веществ
Проведение социально-педагогического
мониторинга.
Изучение личности каждого ребенка и

Классные
руководители, зам.
директора по ВР
Зам. директора по
ВР

Классные
руководители

Ежегодно

Педагог-психолог

1 раз в полугодие

Педагог-психолог

Ежегодно

Педагог-психолог

Постоянно

Классные

18
19

20

21

22

23

24

выявление среди них, требующих особого
внимания педагогического коллектива
школы.
Установление неуспешности детей в
Постоянно
различных видах деятельности.
Работа по оказанию индивидуальной
По мере
психолого-педагогической помощи
необходимости
обучающимся «группы риска», коррекции
личности ребёнка, предупреждению
неадекватных поведенческих реакций
обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися
Контроль классными руководителями за
Постоянно
посещаемостью занятий, в
случае пропуска занятий учеником
выяснение у родителей причины
отсутствия.
Контроль со стороны родителей и
Постоянно
педагогов за поведением учащихся, часто
пропускающих занятия
Обеспечение принятия мер к родителям,
По мере
которые не обеспечивают контроль за
необходимости
обучением и воспитанием ребенка.
Проведение дополнительных занятий и
По мере
индивидуальной работы с нуждающимися
необходимости
(прогуливающими) обучающимися,
организация помощи отстающим
педагогом-предметником.
Посещение на дому обучающихся,
По мере
прогуливающих занятия
необходимости

руководители
Классные
руководители
Классные
Руководители,
педагог-психолог

Классные
руководители

Классные
руководители
Зам. дир. по
ВР
Педагогипредметники

Зам. директора по
ВР, специалисты
правоохранительных
органов
Зам.дир. по ВР,
классные
руководители

Осуществление педагогической
деятельности по воспитанию здорового
образа жизни и формированию негативного
отношения к вредным привычкам.
Коррекция социальных установок и
нравственных представлений у
обучающихся с деструктивным поведением

В течение года

По мере
необходимости

Зам.дир. по ВР,
классные
руководители

27

Осуществление правового просвещения
обучающихся

По отдельному
плану

28

Участие в конкурсах и акциях правовой
тематики.

По плану

29

Тематические мероприятия, акции по
профилактике ЗОЖ.

По плану

30

Проведение месячника оборонно-массовой
работы.

По отдельному
плану

Зам.дир. по ВР,
классные
руководители,
специалисты
правоохранительных
органов
Зам.дир. по ВР,
классные
руководители
Зам.дир. по ВР,
классные
руководители
Зам.дир. по ВР,
классные

25

26

31

32

33

34
35
36

37

38

39

Формирование у ребёнка толерантного
Постоянно
сознания, веротерпимости и обучения
культурному диалогу
Привлечение родителей к активному
Постоянно
участию в жизни школы, формированию
внутренней политики жизни.
Изучение взаимоотношений детей и
Постоянно
родителей, атмосферы в семьях
обучающихся.
Профилактическая работа с родителями
Выбор родительского комитета в
Ежегодно
классах.
Привлечение родителей к проведению
По мере
внеклассных мероприятий.
необходимости
Привлечение родителей к осуществлению
По мере
правопорядка во время проведения
необходимости
культурно-массовых мероприятий
Выявление социально-неблагополучных,
Раз в полгода
малообеспеченных, многодетных семей
и постановка их на внутришкольный
контроль.
Посещение по месту жительства семей,
По мере
находящихся в социально-опасном
необходимости
положении.
Проведение родительского всеобуча
По плану

руководители
Зам.дир. по ВР,
классные
руководители
Зам.дир. по ВР,
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Зам. директора по
ВР,
классные
руководители
Классные
руководители
Зам. директора по
ВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».