Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнетуринская гимназия» Программа дополнительного образования «Основы информационных технологий» Срок реализации программы 2023-2024 годы Составитель: Степанова Ксения Петровна, учитель информатики 2023 Главная цель курса «Основы информационной культуры» - вооружить обучаемых знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Результатом изучения этого курса будет являться овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, курсу «Основы информационной культуры» отводится общеобразовательное, общеразвивающее место в системе образования. Принцип преемственности предполагает постепенное, усложнение материала при сохранении целостности курса, призванного не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление об информационной картине мира, информационное мировоззрение. Изучаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, опираться на ведущий тип деятельности, присущий определенному возрасту. Реализация принципа доступности предполагает соблюдение как проблемной, так и когнитивной адекватности. Проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании учебной программы реальных жизненных проблем, актуальных для данной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к освоению курса «Основы информационной культуры». Когнитивная адекватность - обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приемов, языка общения с учащимися во время занятий особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе и игровой практике. Для этого курс «Основы информационной культуры» должен предусматривать разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность обучаемых. Формирование устойчивой мотивации необходимости повышения информационной культуры личности невозможно также без увлеченного преподавания, показа практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся, использования новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемного и эвристического обучения. Особое место в курсе «Основы информационной культуры» должно занять обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа систем, использование интерактивных компьютерных средств. Формируя мотивацию, преподаватель, параллельно с выполнением главной своей задачи - изложением основ информационной культуры и формированием знаний и умений на требуемом учебной программой уровне - должен стремиться помочь обучающимся осознать, что овладение ими информационной культурой делает их более уверенными в себе, более подготовленными к любому виду познавательной деятельности, обеспечивает готовность жить в информационном обществе. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ ПО КУРСУ: «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» (9-13 ЛЕТ) Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информационной культуры в основной школе, являются: · наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; · владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; · способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов; · способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. · широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления; · готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов; · интерес и стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; · основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности; · способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества; · готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; · способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; · развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: · владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. · владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; · опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); · владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; · владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; · широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: · формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; · развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; · формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; · формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; · формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» (9-13 ЛЕТ) Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Монтаж видео с озвучкой проекта ученика. Создание WEBстраницы. Создание HTML-страниц для сайта. Вставка тегов движения, форматирования, графики. MC SharePoint Designer 2007. Создание сайта. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема Название Количе (всего ство часов) часов Освоение среды графического редактора Paint 1 Paint Редактирование рисунков 1 Точные построения графических объектов 1 Преобразование рисунка 1 Конструирование из мозаики 2 MC Памятка для юного дизайнера № 1 «Знакомство с программой MCPP». 2 Power Основные инструменты… Создание презентации «Один день из жизни Point животных». Создание презентации «Один день из жизни животных» 2 (Продолжение). Контроль – вопросы для закрепления Создание презентации на свою тему. План презентации. Обязательные 2 элементы. Продолжение работы над презентацией. Просмотр презентаций. 2 MC Word Памятка для юного дизайнера № 2 «Знакомство с программой 2 (10 ч.) MCWord. Основные приемы набора и форматирования текста». Работа на клавиатурных тренажерах. Продолжение работы с памяткой № 2. Редактирование и 2 форматирование текста. Создание доклада к презентации (с использованием объектов). 2 Camtasia Studio WEBдизайн. HTML WEBдизайн. MC SharePoi nt Designer Приложение к памятке для Юного Дизайнера № 2 объект WordArt. 2 Проверочная работа по приложениям MCWord, PP. Памятка для юного дизайнера № 3 «Основы видеомонтажа». Монтаж видео с озвучкой проектаученика. Монтаж видео на свободную тему. Создание WEB-страницы Атрибуты тегов. Движение объектов. Создание HTML-страниц для сайта. Вставка тегов движения, форматирования, графики. HTML-таблицы для создания структуры сайта. «Магия ссылок» в HTML-документе. Создание гиперссылок Создание маркированного списка в HTML-документе MC SharePoint Designer 2007. Созданиесайта Создание «бегущей строки», фотогалереи, обратных ссылок Добавление объектов «форма», «раскрывающийся список» Добавление интерактивных объектов: кнопки, изображения. Создание слайд-шоу в MCPP, запись рекламного ролика в Comtasya на тему «Посетите объект Всемирного культурного наследия». ИТОГО 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 52 ч.