Программа-по-патриотическому-воспитанию.pdf

Программа
военно-патриотического воспитания школьников
«Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы
гордиться»
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Нижнеуринская гимназия»
г.Нижняя Тура Свердловской области
на 2020/2025 учебный год

Паспорт Программы
Наименование
Программы
Нормативноправовая база для
разработки
Программы

Цели Программы

Задачи Программы

Программа военно-патриотического воспитания школьников
Муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ
№1»на 2020 - 2025 годы
1. Конституция РФ
2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
3. ФЗ РФ « Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗот 29.12.2012г.
4. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 №
1416 «О совершенствовании государственной политики в
области
патриотического
воспитания
Российской
Федерации»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от
24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и
детских объединениях».
6. Основы государственной молодежной политики до 2025
года,
утвержденные
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р.
7. Государственная Программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы»
(постановление Правительства РФ от 05.10. 2019 № 795)
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
9. Приказ Министра обороны Российской Федерации и
Министра образования Российской Федерации от 3 мая2001
г. N 203/1936
10. «Инструкция об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их
подготовки по основам военной службы».
11. Письмо Минобразования РФ от 25.10.1999 N 06-9ин/28-06,
Генштаба ВС РФ от 26.10.1999 N 4036 «О военнопатриотическом воспитании молодежи»
12. Рекомендации
«Об
организации
воспитательной
деятельности по ознакомлению с историей и значением
официальных государственных символов Российской
Федерации и их популяризации» (Письмо Минобразования
России от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16)
13. Методические рекомендации Минобразования России о
взаимодействии образовательного учреждения с семьей
(приложение к письму Минобразования России от 3101.2001
г. № 90/30-16)
Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей,
формирование у них моральных и духовных качеств гражданина
и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь
к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств
в различных сферах жизни общества.
• Содействие в воспитании у молодого поколения любви и
уважения к отчизне;
• Формирование представления граждан о долге, мужестве,
героизме;
• Организация
работы
по
военно-патриотическому

Перечень основных
мероприятий
программы

Целевые индикаторы и
показатели
Разработчик
Программы
Исполнители
Программы

воспитанию учащихся, создание кружков и секций военнопатриотической направленности;
• Обеспечить снижение уровня правонарушений и вредных
привычек посредством реализации методов патриотического
воспитания;
• Сохранение и совершенствование традиционных и
инновационных форм и методов работы по патриотическому
воспитанию учащихся и подготовке их к военной службе.
1. Организация и содействие в проведении олимпиад,
конкурсов,
патриотических
акций,
историкопатриотических игр, уроков мужества, конференций
посвященных памятным датам и дням воинской славы, а
также участие в областных и городских мероприятиях.
2. Организация мероприятий для допризывной молодежи и
призывников округа в т.ч. оборонно-спортивные игры,
патриотический слет, день призывника, экскурсионные
туры по местам боевой славы, посещение тематических
музеев.
3. Мероприятия, проводимые молодежными организациями
по памятным и праздничным дням воинской славы.
4. Размещение
материалов
военно-патриотической
направленности на стендах МАОУ «НТГ» и на сайте
гимназии.
Уровень посещаемости мероприятий, проведенных в рамках
исполнения программы, от запланированных.
Заместитель директора по ВР Сазанова Н.В..
1. Сазанова Н.В..- заместитель директора по воспитательной
работе
2. Гужеля Л..Н.- социальный педагог
3. Баранова Н..А., Гордеева Е.Н.., Шлейнинг Е.П.- учителя
истории и обществознания
4. Вотинцева И.М., руководитель волонтерского
объединения «Амарант»
5. Гаева М.С, - руководитель Музея гимназии
6. .Чепикова Л.Н.- учитель русского языка и литературы,
7. Костенков С.П..- педагог-организатор ОБЖ,
руководитель кружка «Меткий стрелок»
8. Сюзёв В .В. Абакумова Н.А.учителя физкультуры
9. Классные руководители

Сроки реализации
Программы

Программа рассчитана на пять лет.
1. Сентябрь 2020 года- декабрь 2025 года- реализация
первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и
мероприятий программы
2. Январь 2021года-май 2025 года- формирование основных
элементов системы патриотического воспитания,
подготовка почетных караулов к несению службы, участие в

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы

Порядок и
источники
финансирования
Порядок контроляи
отчетности по
программе

\

торжественных мероприятиях
3. Июнь 2025 года- сентябрь 2025 года- обобщение
результатов практической реализации Программы и
определение приоритетов на перспективу
Конечными результатами реализации программы должны стать:
• Количество молодых граждан в возрасте от 7-18 лет,
принимающих участие в реализации мероприятий
патриотической направленности не менее 1000 человек в год.
• Повышение уровня личностного развития участников
Программы
(динамика
ценностных
ориентаций,
гуманистическое отношение к окружающим людям,
осмысленность
собственного
поведения,
чувство
гражданственности и патриотизма).
• Дальнейшее
развитие,
совершенствование
системы
патриотического воспитания и реализация возможности
выбора дополнительных траекторий развития участников
программы в школе.
• Сформировавшееся у большинства обучающихся уважение к
российской символике и историческим святыням Отечества,
законности, нормам общественной и коллективной жизни,
культурному и историческому прошлому России.
• Наличие тесных контактов с учреждениями социума и
семьями воспитанников.
• Удовлетворенность итогами реализации программы
воспитанниками, педагогами, родителями.
• Увеличение процента социально-адаптированных детей,
обладающих позитивными ценностями и качествами.

Внебюджетные средства
Общий контроль реализации Программы осуществляет
Администрация МАОУ « НТГ»

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и
общества.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей
жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания
своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в
воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в
жизненных ориентирах.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения
военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической
мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы
всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения,
подготовки его к защите Родины.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность по формированию у граждан высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе
социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества
путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив,
мероприятий. Поэтому основной целью программы является развитие у
обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно –
нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и
духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность,
стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению
этих качеств в различных сферах жизни общества.
Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления
Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 гг.» от 30.12.2015г. № 1493, в соответствии с
«Концепцией федеральной системы подготовки молодежи к военной службе
на период до 2020г.» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
3 февраля 2010 г. № 134-рг.), Федеральным законом «О воинской обязанности
и военной службе» от28.03.1998 г. 3 53-ФЗ.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.

•
•
•
•

Программа определяет основные направления военно-патриотического
воспитания учащихся в МАОУ «НТГ».
Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно
важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая,
систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность
государственных органов, общественных объединений и организаций по
формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга,
важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Поэтому:
Формирование единой образовательной среды с точки зрения
общегражданских ценностей и общероссийской гражданской идентичности;
Формирование мировоззрения, основанного на позитивных ценностях
патриотизма, нравственности, правосознания;
Размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей
Родины привело к тому, что многие подростки с трудом называют основные
события Великой Отечественной войны;
Нарастание антиобщественных проявлений, усиление социальной патологии,
насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только
подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом, являются
основными факторами для принятия данной программы.
Постоянно меняющееся социально-экономическое положение в стране
привели к значительной социальной дифференциации населения и потере
общих для всех граждан страны духовных ценностей.
Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры
и образования как важнейших из факторов формирования чувства
патриотизма.
В этих непростых условиях становление системы патриотического
воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор
взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной
власти, общественных объединений, как основу для развития идейнопатриотического воспитания граждан.
Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование
целостной системы военно-патриотического воспитания допризывной
молодежи на территории Тамбовской области, является основополагающей
ступенью.
За основу военно-патриотического воспитания обучающихся следует
принять:
•формирование высоких моральных и психологических качеств допризывной
молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите.
• целенаправленную работу по формированию у допризывной молодежи
потребности в общем развитии.

•воспитание

духовности на основе изучения и обобщения опыта,
приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость.
За основу патриотического и гражданского воспитания обучающихся
следует принять:
• работу по формированию и развитию личности, обладающей качествами
гражданина - патриота Родины, родного города и способной успешно
выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Необходимость принятия программы военно-патриотического воспитания
диктуется также рядом негативных явлений, наблюдающихся сегодня в
России.
Современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой
традиционных устоев в обществе, девальвация духовных ценностей,
отсутствие единой государственной идеологии и комплексной системы
патриотического воспитания в рамках страны объективно ослабили связи
между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной,
способствовали возникновению негативных тенденций.
Таким образом, анализ поведения молодежи показывает, что размытость
патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания
антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, которые
стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и
обновлению общества в целом.
Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военнопатриотического воспитания молодежи разработка и принятие программы
являются крайне актуальным и необходимым.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:
Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших
духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них
моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь,
верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному
проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся,
разнообразные виды деятельности.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
• Содействие в воспитании у молодого поколения любви и уважения к
отчизне;
• Формирование представления граждан о долге, мужестве, героизме;
• Организация работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся,
создание кружков и секций военно-патриотической направленности;

• Обеспечить снижение уровня правонарушений и вредных привычек
посредством реализации методов патриотического
воспитания;
• Сохранение и совершенствование традиционных и инновационных форм и
методов работы по патриотическому воспитанию учащихся и подготовке их к
военной службе.
Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому,
чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной,
вариативной.
Программа военно-патриотического воспитания должна помочь ребенку
строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы
позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и
самоопределения человека, обучающегося в различных сферах: «познание»,
«человек и закон», «здоровье», «патриот», «культура мира», «труд», «семья».
Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в
каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные
направления программы:
•
учебная деятельность;
•
здоровьесбережение;
•
военно-патриотическое воспитание;
•
правовое воспитание;
•
эколого - краеведческое воспитание;
•
нравственно-эстетическое воспитание;
•
трудовое воспитание;
•
взаимодействие с родителями.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий.
Формы работы, используемые при реализации Программы:
• учебные занятия
• внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы, выставки, деловые игры,
круглые столы, классные часы, беседы, диспуты, викторины, коллективные
творческие дела
• музейная работа: поисково-исследовательская деятельность
• военно-спортивные соревнования
• походы
• встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими
Предлагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию
творческих способностей учащихся и предусматривают уровни развития
способностей в соответствии с возможностями детей. Одновременный выход
на все направления с произвольным выбором жизненных вопросов позволяет
организовать целостное влияние на развитие детей, выявить приоритеты

интересов и потребностей учащихся, творческих способностей и склонностей
каждого ребенка. Данная программа дает возможность классным
руководителям выбирать разные формы работы по всем направлениям.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданскопатриотического воспитания в МАОУ «НТГ» и направлена на формирование
гражданственности, патриотизма и социокультурных качеств личности, а
также определяет систему подготовки к военной службе.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на пять лет.
I этап (диагностико-проектный): сентябрь 2020 года – декабрь 2020 года;
II этап (содержательно-деятельности): январь 2021года – май 2025 года;
III этап (рефлексивный): июнь 2025 года – сентябрь 2025 года.
Содержание деятельности на каждом этапе:
I этап:
Цель: реализация программы патриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и
методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения гимназии с учреждениями
дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями
района.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
II этап:
Цель: реализация программы патриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и
методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями
дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями
района.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
9.Формирование фото-видео отчетов о проведенных мероприятиях,
публикация материалов в СМИ.

1.
2.
3.
4.

III этап:
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Издание электронного учебного пособия по военно-патриотической работе
на основе реализуемой программы.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение

Группа
Административная

Координационно консультативная

Педагогическая

Специалисты,
сотрудничающие с
учреждением
( социальная)

Функции
Осуществление
общего
контроля и руководства.
Руководство
деятельностью
коллектива.
Анализ ситуации и внесение
корректив.
Координация
реализации
программы.
Проведение
семинаров,
консультаций.
Подготовка
и
издание
методических рекомендаций.

Состав
Директор
МАОУ
«НТГ»,
заместители директора по УВР,
заместитель директора по ВР

Заместители директора по
УВР, заместитель директора
по
ВР
руководители
предметных
объединений,
социальные
педагоги,
руководитель музея
учителя физической культуры
Педагоги МАОУ «НТГ», педагоги
дополнительного
образования, социальный педагог

Реализация программы в
системе
воспитательной
работы.
Использование
современных
воспитательных
технологий.
Мониторинг воздействий.
Организация
Специалисты
профессиональной помощи правоохранительных,
педагогам и родителям.
социальных и иных служб,
Проведение
тренингов,
представители
военнокруглых столов, встреч.
патриотических организаций
Анкетирование
и
диагностика.
Участие в мероприятиях
учреждения

Материально-техническое обеспечение
Материально – техническая база - необходимое условие
функционирования
и
развития
образовательного
учреждения.
Совершенствование материально-технического обеспечения современным
учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими
средствами являются современными требованиями к образовательному
учреждению. В гимназии созданы оптимальные материально-технические
условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Гимназия
имеет необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных
дисциплин. Учащиеся начального общего образования обучаются в учебных
помещениях, закрепленных за каждым классом, основного и среднего
образования – по классно-кабинетной системе.
В школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс,
спортивный зал, раздевалки, душевые, отдельные для девочек и мальчиков,
спортивная площадка - стадион для активных игр и прогулок, настольный
теннис, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню),
медицинский кабинет, конференцзал. В гиназии имеются кабинеты физики,
химии, истории, психолога, учительская и другие, которые оборудованы
мебелью. Кабинеты обеспечены необходимым учебным и компьютерным
оборудованием, отвечающими гигиеническим требованиям. Гимназия
подключена к сети Internet. Используется лицензионное программное
обеспечение.
Информационно-коммуникативные технологии широко используются
во внеурочной деятельности гимназии. Организован доступ обучающихся и
педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам для поиска информации,
оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной
тематикой для проведения классных часов, общешкольных научнопрактических конференций, родительских собраний и других мероприятий с
использованием ПК и ИКТ.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся:
• начальное общее образование (1-4 классы),
• основное общее образование (5-9 классы),
• среднее общее образование (10-11 классы),
• коллектив педагогов и родителей МАОУ «НТГ»

Модель личности ученика
Работникам гимназии необходимо знать, какие результаты должны
быть получены в ходе их деятельности по реализации решений,
направленных на патриотическое воспитание учащихся. Ниже представлена
предполагаемая модель ученика по итогам реализации настоящей
программы:

Система программных мероприятий.
В программе предусматривается реализация мероприятий по следующим
направлениям:
1. Формирование условий для гражданского становления, военнопатриотического,
духовно-нравственного
воспитания
учащихся.
Пропаганда отечественной истории и культуры, разработка и внедрение
элементов и форм гражданско-патриотического воспитания, развитие системы
взаимосвязей военкомата, армии и молодежи. Работа со средствами массовой
информации. Организация и проведение мероприятий, посвященных
юбилейным и памятным событиям отечественной истории и культуры.
2. Предупреждение безнадзорности и правонарушений в молодежной
среде. Профилактическая работа с группами социального риска среди
молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по
предотвращению асоциального поведения. Организация досуга молодежи.

Организация походов и туристических экспедиций для учащихся. Разработка
программных мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма,
табакокурения и зависимости от психоактивных веществ, информационное
обеспечение по предупреждению вредных зависимостей.
3. Формирование здорового образа жизни. Разработка и реализация
проектов по организации детского и семейного отдыха. Поддержка и развитие
форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической
культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни. Привлечение широкого
круга детей, подростков и молодежи к занятиям физической культуры и
спортом.
4. Эстетическое воспитание молодежи.
Содействие развитию
творческих способностей учащихся. Воспитание у них потребности в
освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии
вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участие в
культурной жизни общества.
Ожидаемые результаты программы.
Реализация Программы позволит провести:
- трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время
- мероприятия гражданско-патриотической направленности
- создание нормативно-правовой базы для решения социальноэкономических проблем молодежи;
- предупреждение безнадзорности и правонарушений в молодежной среде;
- формирование здорового образа жизни, развитие молодежного детского,
семейного отдыха и массового молодежного спорта;
- мероприятия, направленные на профилактику и противодействие
проявлениям экстремизма и деструктивным религиозным культам;
- привлечение учащихся, населения страны к занятиям
физической
культурой и спортом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».